Вывод данных на экран. Ввод данных с клавиатуры.

 

Сначала поговорим о выводе данных на монитор. При помощи ключевого слова cout, мы можем вывести на монитор строку, которую пишем в «кавычках», либо значение переменной, обратившись к ней по имени . Так же вы знакомы с оператором endl, который позволяет перевести вывод на следующую строку. И еще один важный момент — мы можем комбинировать вывод данных используя оператор << несколько раз после cout:

cout << «Значение переменной var_name = » << var_name << endl;

Теперь мы познакомимся еще с несколькими специальными символьными последовательностями, которые помогут нам манипулировать выводом данных на экран. Вот перечень:

Зачем использовать обратный слэш? Рассмотрим на примере. Нам надо вывести на экран цитату из фильма. Сразу пусть прозвучит сигнал, который привлечет внимание пользователя на экран. По центру разместим заголовок и название фильма, из которого цитируем, а ниже — цитату.На экране должно выглядеть так:

Постарайтесь набрать код самостоятельно! Решение ниже:

#include<iostream>

using namespace std;

 

int main()

{

setlocale(LC_ALL, "rus");

 

cout << "\a\a\a\a\a\n";

cout << "\t\t\\ Цитата из фильма \"Джентльмены удачи\" \\ \n";

cout << "— Мы вам приклеиваем парик.\n";

cout << "— Так.\n";

cout << "— Рисуем татуировку.\n";

cout << "— Так.\n";

cout << "— И сажаем в тюрьму.\n";

cout << "— Так… А за что это?\n";

 

return 0;

}

Зачем нам нужен обратный слэш? Он говорит компилятору: «Внимание, за мной стоит не простой символ, а специальный! Он скажет тебе, что нужно сделать! :)» Вот в строке 8, если бы мы не использовали с вами обратный слэш, на экран бы пошёл вывод пяти символов а. А так, мы услышим «прекрасную музыку». В строке 9 тоже интересно: две табуляции, далее надо вывести на экран один бэк слэш, а фактически надо написать два, ну и берём в кавычки название фильма. В конце каждой строки вместо манипулятора потока endl (<< endl) который позволяетперейти на новую строку (фактически аналог кнопки Enter на вашей клавиатуре) удобнее и короче, в данном случае, использовать управляющий символ \n.

Теперь поговорим о вводе данных пользователем с клавиатуры. Мы уже знаем — чтобы присвоить значение переменной, её можно инициализировать при создании либо присвоить значение ниже по ходу программы: имяПеременной = значение; А сейчас мы научимся записывать в переменную значение, которое вводит пользователь с клавиатуры. Мы можем организовать ввод данных используя операторы cin и >> . Синтаксис следующий: cin >> имяПеременной. Рассмотрим эту возможность на примере:

#include <iostream>

using namespace std;

 

int main()

{

setlocale(LC_ALL, "rus");

 

int amount = 33;

int new_trees = 0;

cout << "Сколько деревьев вы посадили сегодня? ";

cin >> new_trees;

cout << "Количество деревьев в парке: " << amount << endl;

cout << "Вы посадили " << new_trees << " деревьев.\n";

cout << "Всего стало: " << amount + new_trees << endl;

 

return 0;

}

Запустите программу и обратите внимание — программа выполнит команду 11-й строки и, дойдя до оператора cin >>, остановится и начнется ожидание действия от пользователя. Надо ввести значение и нажать Enter. Как только переменная получит значение, введенное с клавиатуры, программа продолжит выполнение.

Стоит отметить, что cin понимает и различает типы переменных. И если ввести в int символ, а не цифру, значение переменной не изменится. А если ввести несоответствующее значение в переменную, которая не инициализирована при создании, на экран будет показан какой-то остаточный «мусор» из переменной. Чтобы вводить символы — переменные надо объявлять типа char.