Главная » 2015 » Апрель » 26 » ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ С ОТКРЫТЫМ КОДОМ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ШКОЛЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
09:31
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ С ОТКРЫТЫМ КОДОМ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ШКОЛЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ С ОТКРЫТЫМ КОДОМ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ШКОЛЕ:

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

 

Халтурина Н.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа № 6 им. А. П. Бондина, г. Нижний Тагил

 

Аннотация. Российское образование вступило в эпоху модернизации, что детерминировано рядом факторов, включая влияние научно-технического прогресса. Информационное общество формирует запрос на модернизацию школьных процессов на основе информатизации. На основе оценки информационных платформ, представленных на российском рынке, автор обосновывает возможность использования в образовательных учреждениях информационных платформ по лицензии GNU с открытым кодом (бесплатная лицензия). Такие платформы позволяют экономить финансовые ресурсы образовательных учреждений и автоматизировать бизнес-процессы в школе.

Ключевые слова: школа; информационные платформы с открытым кодом; автоматизация бизнес-процессов.

 

Современные изменения в российском образовании направлены на повышение его качества. Преобразования касаются содействия улучшениям, благодаря изменению нормативно-правовой базы в сфере образования; введения новых образовательных стандартов в российских школах; разработки эффективной системы мотивации и вознаграждения преподавателей и руководителей учебных заведений; совершенствования систем хранения и обработки данных.

Изменения протекают в условиях тенденций развития современного общества, когда информационные технологии играют все большую роль в жизни человека, сформирован запрос на модернизацию школьных процессов на основе информатизации [1, c.5].

В контексте рассматриваемой темы следует остановиться на следующих моментах организации обучения в школе.

Во-первых, информатизация образовательного процесса в школе достаточно затратна (покупка компьютеров, лицензии на программное обеспечение и прочие) и на данные процессы выделяются значительные финансовые ресурсы разных уровней. К настоящему времени в России реализуется государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» целью которой выступает получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности управления при обеспечении безопасности в информационном обществе [2].

Во-вторых, школа выступает как субъект хозяйствования, который требует совершенствования бизнес-процессов под влиянием внешней среды. К числу таких бизнес-процессов следует отнести бумажный документооборот, недостатки которого в цифровую эпоху очевидны. Ситуация усугубляется еще и тем, что объем хранимой информации резко возрастает и школа в данном случае не исключение. Невозможность эффективно управлять данными может отрицательно сказаться на организации образовательного процесса. Поэтому передача данных, их хранение, защита и управление ими в условиях постоянного роста объема и усложне­ния структуры данных составляют сейчас одну из ос­новных задач в школе.

Предметом исследования выступает процесс управления документооборотом в МБОУ СОШ №6 им. А. П. Бондина г. Нижний Тагил.

Данное исследование включало следующие этапы:

  • анализ структуру процессов организации управления школой;
  • оценка рынка платформ автоматизации бизнес-процессов;
  • апробация платформы в школе.

Школа как организационная система включает несколько субъектов – учащиеся, учителя, родители, администрация школы, органы образования и другие. При этом они сталкиваются с необходимостью  одновременной реализацией нескольких задач и проектов. Данные о деятельности хранятся, как правило, в трех видах: в бумажном; на носителе; на сервере, как школы, так и других образовательных организаций, государственных органов. При этом возникают проблемы контроля выполнения проектов и задач, усложняющееся хаотичным движениям, которые могут привести к потере информации, а это приводит к длительному выполнению тех или иных задач.

В зависимости от потребностей образовательного учреждения целями создания системы управления документами могут быть либо «традиционная» автоматизация организационно-распорядительного документооборота, либо оптимизация управления договорами, финансовыми, кадровыми документами, проектами и многое другое. Для МБОУ СОШ №6 им. А. П. Бондина в целом предпочтительнее второй вариант.

Следует подчеркнуть, несмотря на многообразие представленных на рынке информационных технологий систем автоматизации существенным их недостатком выступает высокая стоимость. Так, к примеру, внедрение платформ «1С» для школы оценивается в размере 500 тыс. рублей за предоставления лицензии и ключей.

Автором проведена оценка программного обеспечения (выбор платформы) для автоматизации документооборота в школе по следующим критериям:

  • критерии интеграции с системой доменной авторизации (AD),
  • экспорт и импорт в SQL для формирование отчетов;
  • политика безопасности;
  • уровень стоимости. Программное обеспечение должно иметь открытый код, и быть лицензии GNU (бесплатный доступ);
  • русский интерфейс.

Оценивались семь платформ представленных на российском рынке – «DotProject», «Collabtive», «Redmine», «Teamlab», «OpenGoo», «Openproj», «Alfresco». В результате оценки установлено, что автоматизации бизнес-процессов в МБОУ СОШ №6 им. А. П. Бондина в большей степени соответствует платформа «Redmine».

«Redmine» - это открытое серверное веб-приложение для управления проектами и задачами. Данный продукт предоставляет следующие возможности, которые можно использовать в школах: ведение нескольких проектов; гибкая система доступа, основанная на ролях; система отслеживания ошибок;      диаграммы Ганта и календарь; ведение новостей проекта, документов и управление файлами; оповещение об изменениях с помощью RSS-потоков и электронной почты; вики для каждого проекта; форумы для каждого проекта; учёт временных затрат; настраиваемые произвольные поля для инцидентов, временных затрат, проектов и пользователей; лёгкая интеграция с системами управления версиями (SVN, CVS, Git,Mercurial, Bazaar и Darcs); создание записей об ошибках на основе полученных писем; поддержка множественной аутентификации LDAP; возможность самостоятельной регистрации новых пользователей; многоязыковой интерфейс (в том числе русский); поддержка СУБД MySQL, PostgreSQL, SQLite, Oracle [3].

Функционал выбранной платформы позволяет в полной мере реализовать стоящие перед школой задачи, включая организационно-распорядительные, проектные, контрольные.

Существенным преимуществом данного программного продукта является распространение согласно «GNU General Public License», который не требует финансовых затрат со стороны школы.

Апробация платформы «Redmine» в МБОУ СОШ №6 им. А. П. Бондина показала следующее:

  • сокращение доли подготовительных и вспомогательных процедур в структуре временных затрат учителей и администрации школы;
  • повышение качества бизнес-процесса в результате автоматизации документооборота;
  • возможность автоматизации процессов как внутри отдельной школы, так и интеграции в систему нескольких школ, департамента образования и других субъектов;
  • экономия финансовых ресурсов школы и бюджета государства за счет внедрения программы с бесплатным открытым кодом.

Таким образом, достижение социально-экономического эффекта в результате автоматизации процессов в учебных учреждениях не требует больших финансовых вложений, вместе с тем, данную возможность российские школы практически не используют.

Список литературы

  1. Городнова, А.А. Информационная культура и информационное общество: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010. – 174 с.
  2. Распоряжение Правительства РФ 1815-р 20.10.2010 «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» / Информационно-справочная система «Гарант»
  3. Системы управления для разработчиков. URL: http://habrahabr.ru/company/webprofessionals/blog/139826/ (дата обращения: 20.02.2015).
Категория: Публикации | Просмотров: 235 | Добавил: Надежда_Халтурина | Теги: школа информационные платформы с от | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar