Главная » 2018 » Май » 15 » Обзор электронных образовательных ресурсов, применяемых для обучения информатике учащихся старших классов
17:23
Обзор электронных образовательных ресурсов, применяемых для обучения информатике учащихся старших классов

Халтурина Надежда Вячеславовна

Преподаватель кафедры информационных технологий

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» Нижнетагильский технологический институт (филиал),

г. Нижний Тагил

E-mail: halturina.nv@gmail.com

Бужинская Надежда Владимировна

Доцент кафедры информационных технологий, к.п.н.

Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил

E-mail: Nadezhda_V_A@mail.ru

Overview of the electronic educational resources used to teach computer science to senior students

Khalturina Nadezhda

Teacher of the Chair of Information Technologies

"Ural Federal University named after first President of Russia B. N. Yeltsin" Nizhny Tagil technological Institute (branch), Nizhny Tagil

Buzhinskaya Nadezhda

Associate Professor Department of information technology, PhD in Pedagogic sciences

Branch of Russian state vocational pedagogical University in Nizhny Tagil

 

Аннотация

Электронные образовательные ресурсы предназначены для решения различных задач образовательного процесса. Учитель может их использовать для объяснения нового материала, контроля знаний учащихся, формирования умений, углубления материала и для подготовки к олимпиадам. Однако для их эффективного применения необходимо изучение из функциональных возможностей, правильное распределение времени, в течении которого ученик может работать с данным электронным образовательным ресурсом. В настоящее время существуют порталы, коллекции, сайты, которые объединяют в себе электронные образовательные ресурсы различных типов. Различные ресурсы и порталы позволяют не только подбирать материал, но и делиться педагогическими приемами и методиками по узким темам образовательной программы.

Нами рассмотрены ведущие образовательные порталы: «Национальная платформа открытого образования», «Единое окно доступа к образовательным ресурсам с электронными образовательными ресурсами» и «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». В статье дана оценка каждому в виде короткой характеристики и оценки качества материала по предмету Информатика и ИКТ. Хочется подвести итог анализа, для подготовки к уроку по предмету Информатика и ИКТ подходит ресурс «Национальная платформа открытого образования», потому что на нем есть качественная информация как в видео лекциях, так и в печатном материале и практических работах. Данный ресурс позволят посмотреть, как излагается материал для урока по узкой специализации, подбор грамотного материала и для личностного роста учителя и учащегося.

Abstract

Electronic educational resources are designed to solve various tasks of the educational process. The teacher can use them to explain new material, control students' knowledge, form skills, deepen the material and prepare for olympiads. However, for their effective application, it is necessary to learn from the functionality, the correct timing of the time during which the student can work with this electronic educational resource. Currently, there are portals, collections, websites that combine electronic educational resources of various types. Various resources and portals allow not only to select material, but also to share pedagogical methods and techniques on the narrow topics of the educational program.

We examined the leading educational portals: "National Platform for Open Education", "Single Window for Access to Educational Resources with Electronic Educational Resources" and "Unified Collection of Digital Educational Resources". The article gives an assessment to each in the form of a short characteristic and an assessment of the quality of the material on the subject of Informatics and ICT. I want to summarize the analysis, to prepare for the lesson on the subject of Informatics and ICT, the resource "National Platform for Open Education" is suitable, because it has qualitative information both in video lectures, and in printed materials and practical works. This resource will allow you to see how the material for the lesson on narrow specialization is described, the selection of competent material and for the personal growth of the teacher and student.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; коллекция; портал; сайт.

Keywords: electronic educational resources; collection; portal; site.

 

В настоящее время осуществляется поиск новых форм, методов обучения, направленных на улучшение качества подготовки учащихся. Учителя стремятся использовать активные методы обучения для организации различных видов учебной деятельности.

Отдельного внимания заслуживает применение в учебном процессе различные электронных образовательных ресурсов.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) представляют собой совокупность материалов, представленных в электронной форме и использующихся для реализации различных целей образовательного процесса.

Вопросами разработки и применения ЭОР занимались В. В. Гура, И.Г. Захарова, Е. С. Полат и др. [1, 5, 7]. Существуют коллекции ЭОР, которые можно найти в Интернет по адресам http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), http://window.edu.ru/resource/981/47981 (Единое окно доступа к информационным ресурсам) и т.д.

Одними из наиболее востребованных функций ЭОР являются предоставление новой информации, автоматизация контроля, оказание помощи, методической поддержки и т.д.

Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет [2]:

–предоставить учащимся необходимую информацию об изучаемых явлениях и процессах;

–повысить роль наглядности в учебном процессе;

–организовать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

–автоматизировать часть функций учителя;

–организовать контроль успеваемости.

Однако можно выделить и ряд проблем, связанных с применением электронных образовательных ресурсов в учебном процессе:

–необходимость обеспечения высокого качества пособий;

–четкое планирование времени работы с электронным учебником;

–анализ возможностей готовых электронных учебников и встраивание их в методику преподаваемой темы.

Информатика является учебным предметом, в процессе которого можно продемонстрировать возможности ЭОР, которые являются одновременно средством и методом изучения. Работая с ЭОР, можно научиться структурировать информацию, оформлять ее, анализируют оптимальные сочетания цветов, изучают гиперссылки и т.д.

Проанализируем возможности различных коллекций, в которых представлены ЭОР.

Национальная платформа открытого образования

Ссылка на сайт: www.openedu.ru

«Национальная платформа открытого образования» - современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по разным направлениям, которая позволяет изучать предмет Информатика и ИКТ на углубленном уровне.

Платформа создана ассоциацией университетов, а именно: МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО.

Стоит заметить что все курсы размещены в бесплатном доступе и не зависят от уровня образования обучающегося. Каждый курс разбит на блоки, которые выкладываются или открываются после прохождения контрольных работ предыдущего блока, что позволяет мотивировать и поддерживать интерес у старшеклассников.

Следует отметить, что на платформе «Национальная платформа открытого образования» размещено большое количество курсов, посвященных программированию и web-технологиям. Данные курсы хорошо помогают развить интерес у школьников и подготовить их к олимпиадам по предмету Информатика и ИКТ.

Принципы, положенные в основу распределения онлайн-курсов:

  • каждый из вузов представляет курсы по своему профилю. Это курсы опытных преподавателей вуза, которые предлагают собственное видение преподаваемого предмета;
  • качество учебного материала гарантируется внутренней экспертизой;
  • организация оценочных процедур. Оценочные средства проходят экспертизу со стороны учебно-методических объединений, идентификация пользователей обеспечивается процедурой прокторинга или биометрическими технологиями.

«Национальная платформа открытого образования» позволяет заказать сертификат для учащихся (что является дополнительной мотивацией) после прохождения всех контрольных и итоговых мероприятий.

Типы электронных образовательных ресурсов, которые представлены на сайте: видео лекции, тематические словари, теоретический и практический материал.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Ссылка на сайт: www.window.edu.ru

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» создана по заказу Федерального агентства по образованию в 2005-2008 гг. и является результатом выполненных работ по государственным контрактам №985 от 27.10.2005 г., №П82 от 17.07.2006 г., №П252 от 20.06.2007 г., №П433 от 25.07.2008 г. и №П1847 от 21.10.2009 г.

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам» – это ресурс, в котором хранится большое количество материалов для вузов и школ.

Сайт подходит для углубления изучения материала. Стоит заметить, что к недостаткам данного портала можно отнести наличие электронных образовательных ресурсов, качество которых ничем не подтверждается.

Все типы электронных образовательных ресурсов, которые представлены на сайте разделены на: электронная библиотека, избранное, библиотека вузов и система новостей.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Ссылка на сайт: www.school-collection.edu.ru

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – это ресурс, в котором хранится большое количество медиа материалов для подготовки к урокам и консультациям.

Электронные образовательные ресурсы, представленные в коллекции можно использовать для подготовки к уроку. Однако электронных образовательных ресурсов различных типов по информатике на данном сайте представлено сравнительно мало.

Хочется подвести итог анализа, для подготовки к уроку по предмету Информатика и ИКТ подходит ресурс «Национальная платформа открытого образования», потому что на нем есть качественная информация как в видео лекциях, так и в печатном материале и практических работах. Данный ресурс позволят посмотреть, как излагается материал для урока по узкой специализации, подбор грамотного материала и для личностного роста учителя и учащегося.

Список литературы:

  1. Гура В.В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования: учеб. пособие. М.: КРАСАНД, 2008. 121 с.
  2. ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики. URL:http://docs.cntd.ru/document/1200108264 (дата обращения: 15.05.2018).
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: www.school-collection.edu.ru (дата обращения: 15.05.2018).
  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. URL: www.window.edu.ru (дата обращения: 14.05.2018).

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

  1. Национальная платформа открытого образования. URL: www.openedu.ru (дата обращения: 14.05.2018).
  2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие. Москва : Академия, 2007. 368 с.

 

 

Категория: Публикации | Просмотров: 55 | Добавил: Надежда_Халтурина | Теги: collection, site., Сайт, Коллекция, Портал, electronic educational resources, электронные образовательные реcурсы, portal | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar